07 января 2024
Длительность: 1:42:02

Текст лекции

Дорогие слушатели и участники нашей программы СИНДУ «Здоровое общество»! Я хотел поздравить вас с наступившим Новым годом и с тем, что у нас сегодня будет очередная лекция, вернее, даже первая из трёхчастного цикла лекций, посвящённая теме старения в ведическом обществе, теме механизмов старости в соответствии с аюрведой, и что нам нужно делать для того, чтобы так или иначе противостоять этому естественному процессу.

Тема сегодняшней лекции будет звучать достаточно интригующе: «Старость — это тяжёлая болезнь или лучшая пора нашей жизни?» Я думаю, что большинство из вас догадалось, какой будет правильный ответ на этот вопрос. Но, прежде чем мы сможем со всей определённостью этот ответ дать, нам нужно о многом поговорить.

Сначала мне хотелось сказать несколько слов о предыстории, каким образом эта тема, на первый взгляд, не по порядку в логике нашего семинара возникла. В Белоруссии я разговаривал как раз с командой людей, участвующих в СИНДУ, организаторов СИНДУ именно на местах и командой, которая обрабатывает лекции, подготавливает вопросы, задания и так далее. И в процессе нашей беседы возник этот вопрос о том, каким образом можно сопротивляться старости. К сожалению, старость в нашем относительно молодом движении стала явлением достаточно распространённым. В своё время Шрила Прабхупада был чуть ли не самым старшим членом основанного им движения. Но очень скоро мы перейдём в ту пору развития нашего движения, когда возраст Шрилы Прабхупады покажется юным, потому что неминуемо его ученики, поколение его учеников, приближаются или уже миновало этот рубеж и так далее.

То есть в принципе эта тема актуальная, актуальная всегда. Какое это имеет отношение в общем к теме нашего семинара? Ну, во-первых, здоровое общество — это общество, которое состоит из здоровых людей и, конечно, прежде всего, здоровых пожилых людей, потому что болезни — это беда в основном пожилого возраста, хотя сейчас все, даже хронические болезни, сильно помолодели. Недавно мне рассказывали про одну пожилую вайшнави, старшую матаджи, которая насчитала у себя семьдесят три болезни со всеми медицинскими диагнозами, с латинским названием этих болезней, с подробным описанием симптомов.

Так вот, безусловно, старость — это нечто очень актуальное. Но я буду говорить не только о старости, конечно же, я буду скорее говорить о том, как должна протекать наша жизнь для того, чтобы старость была счастливой. И в этом смысле я, конечно же, затрону тему ашрамов. И, так как тема ашрамов естественным образом следует за темой варн, то, в общем-то, наша тема хорошо вписывается в семинар.

Но есть ещё одна очень важная для меня лично причина, по которой я решил вернуться к этой теме. Это моя боль, боль моего сердца, которая заключается в том, что преданные: а) не верят в шастру; б) не знают шастру; с) не следуют шастре; и, в общем-то, список этот можно продолжать дальше. И результат этот, в соответствии с приговором, который вынес Кришна в «Бхагавад-гите» (16.23): на са сиддхим ава̄пноти / на сукхам̇ на пара̄м̇ гатим — такие люди не обретают ни успеха в этой жизни, ни счастья, ни высшей цели или высшего достижения какого-то, высшей обители.

Шастра — это основа. И, так как я буду говорить про конкретную совершенно шастру — про аюрведу, а эта шастра — это одна из Упавед, причём главная из Упавед, то я буду касаться конкретно нарушений именно этой шастры. При этом, если бы преданные просто не следовали аюрведе, это было бы ещё полбеды. Если бы они просто хотя бы следовали той программе, которую установил Шрила Прабхупада (а Шрила Прабхупада очень хорошо знал аюрведу и постоянно учил своих учеников каким-то азам аюрведы, каким-то принципам аюрведы или даже деталям аюрведы), то это было бы ещё полбеды. Беда заключается в том, что любой вакуум всегда заполняется чем-то другим. И, естественно, отсутствие верного знания всегда заполняется невежеством, причём воинствующим невежеством, почерпнутым из интернета совершенно хаотическим случайным образом, какими-то совершенно непонятными путями.

Если бы преданные просто следовали обычной программе, было бы хорошо, но преданные постоянно экспериментируют со всевозможными диетами, со всевозможным расписанием дня и прочими экспериментами, ставят прочие эксперименты на себе, и результат — на са сиддхим ава̄пноти / на сукхам̇ на пара̄м̇ гатим. Да, мы надеемся на то, что мы обретём это высшее достижение в нашей жизни, вернёмся в духовный мир. Но при таком подходе к шастре, при таком отношении к шастре я думаю, что, в общем-то, надежд у нас не очень-то много. Но мы верующие люди, поэтому мы можем продолжать в это верить. Однако хорошо было бы всё-таки вложить свою веру именно в шастру.

И эти бесконечные эксперименты с диетами, которые я вижу сплошь и рядом (я не знаю ни одного преданного, который бы не экспериментировал с диетами), они приводят меня в очень печальное состояние, потому что, как правило, все материалистические диеты, модные диеты, распространённые сейчас, про которые говорится в интернете и которые можно загуглить, они все основаны на совершенно ложной философии. Люди не понимают... И когда мы следуем этим диетам, мы, по сути дела, как бы укрепляем в себе инстинктивную веру в эту философию. А философия простая: мы произошли от обезьяны. Так как мы произошли от обезьяны, недавно спустились (где-то в Африке какая-то обезьяна спустилась с дерева и, соответственно, превратилась в конце концов в бхакту такого-то), так как мы только что произошли из этой обезьяны, соответственно, надо быть кем? Сыроедом. Обезьяны, правда, по крайней мере, в Африке ещё питаются яйцами, я уж не знаю, доходит ли последовательность вайшнавов до этой степени... Хотя у некоторых доходит, я знаю такие явления тоже. Сыроедами, или кето-диета, или макробиотика, или разделение пищи по Шелтону, или что там у нас ещё? Антиликтиновая диета или диета безглютеновая. Теперь к этому ещё добавилась «замечательная» наука нутрициология. И практикующие нутрициологи, конечно же, посоветуют вам в какой-то момент, когда они увидят, что ваша вера созрела, есть мясо. А я знаю случай, когда вайшнаву посоветовали есть барсучий жир, и вот с тех пор он ест этот барсучий жир, а мантру не повторяет. Вот. В общем, всё это…

До сих пор у меня перед глазами стоит страшная картина, и иногда я вижу её в кошмарных снах: зимой в Москве брахмачари из ашрама санкиртаны, который перед тем, как выйти на санкиртану, ест связку бананов эквадорских. Эта жуткая картина, она мучит меня. Чтобы как-то избавиться от этого страшного видения брахмачари, поедающего бананы перед выходом на санкиртану (пожилого брахмачари, сыроеда убеждённого), я решил все-таки дать лекцию на эту тему, вернее, даже серию лекций. И я буду считать себя полностью успешным, если по крайней мере преданные немножечко задумаются и попытаются всё-таки в большей степени следовать шастре в своей жизни.

Кришна недаром говорит: йукта̄ха̄ра-виха̄расйа / йукта-чешт̣асйа кармасу (Б.-г., 6.17). Йукта̄ха̄ра, йукта аха̄ра — наша пища должна быть йукта, йукта — значит appropriate, значит «должная, правильная пища». «Умеренная» — это один из переводов слова йукта. Йукта — значит «полезная», йукта — значит... очень много значений у слова йукта. И Кришна начинает с этого: йукта аха̄ра — наша пища должна быть правильной, то есть она должна быть в соответствии с шастрой.

Как я уже сказал, эта тема растянется на три лекции. И в первой лекции я буду говорить об общих механизмах старения и об общем механизме болезни согласно аюрведе. Это будет очень важная вводная лекция в эту тему. Вторая лекция будет целиком посвящена диете, пище. И третья лекция будет касаться оджаса как основы здоровой пищи. Вот такой примерно план на три следующих наших занятия.

А вначале я скажу несколько слов об аюрведе, почему преданным нужно знать аюрведу. Ну, во-первых, потому что у нас есть материальное тело и — хотите верьте, хотите нет — материальный ум. И аюрведа помогает правильно обращаться с материальным телом и, что ещё важнее, с материальным умом.

Поэтому, в соответствии с аюрведой, аюрведу должны были знать все: аюрведу изучали в гурукуле наряду с другими Ведами. Аюрведа, в отличие от принятого в современной культуре мнения, — это не удел специалистов-врачей. Разумеется, врачи должны были знать аюрведу гораздо более глубоко, чем обычные люди, но обычные люди тоже должны были знать аюрведу, а это очень сильно противоречит нашим представлениям о том, что медицину должны знать только специалисты. Эти представления в современной культуре привели к тому, что, в соответствии с официальной статистикой, третья причина смертности, самая распространённая причина смертности в этом мире — это советы врачей. Первая — это сердечно-сосудистые заболевания, вторая — рак, а третья — это врачи. Давно известно, что, когда врачи уходят на забастовку, смертность резко падает, а это тоже подтверждённые статистические данные.

И, собственно, в этом смысл того, почему нужно изучать аюрведу, это первая причина, по которой нужно изучать аюрведу. Аюрведа — это знание, которое помогает определить, что хорошо, а что плохо для нас в каждой конкретной ситуации: что хорошо и что плохо для нашего тела, что хорошо и что плохо для нашего ума. Нужно ли есть эквадорские бананы рано утром зимой в Москве или, может быть, стоит съесть что-то другое. В конце концов, мы сами должны... никто лучше нас не знает нашего тела, и никто лучше нас... никто за нас не научится им управлять. А это одна из целей жизни: научиться управлять нашим телом так, чтобы оно не мешало нам; так, чтобы оно не мешало нашему следованию к высшей цели жизни. И, разумеется, никакой врач не доступен 24/7, чтобы в каждой конкретной ситуации задать ему вопрос, что, может быть, и хорошо, потому что непонятно, какой совет этот врач ещё и даст.

Но это всего лишь навсего одна, даже не самая главная причина, почему преданные и все люди в целом должны знать аюрведу. У аюрведы есть духовное измерение. И это духовное измерение, оно символизируется тем, что сам Господь в образе Дханвантари дал аюрведу. А Дханвантари — это Бог-покровитель аюрведы, Он изображается с нектаром амриты, с горшком амриты в руках, с травами в одной руке, в другой руке кто-то рисует его с травами, кто-то рисует его, держащим пиявку (это очень важный инструмент поддержания здоровья). Но, так или иначе, эта Веда наравне с другими Ведами... В Третьей песни «Шримад-Бхагаватам» объясняется, что Брахма проявил аюрведу вместе с другими Ведами, это откровение, которое было получено Брахмой вместе с тремя другими Упаведами. И по разным версиям, по одной версии, аюрведа — это Упаведа «Атхарваведы», по другой версии, аюрведа — это Упаведа аж «Ригведы», первой и самой главной Веды, и я склоняюсь именно к этому.

И в самой аюрведе сказана очень важная вещь: дхарма-артха-кама-мокшанам арогйам мулам уттамам (dharma-artha-kāma-mokṣāṇāṃ ārogyaṃ mūlaṃ uttamaṃ) — для того, чтобы достичь любой из четырёх целей человека (разумеется, для непреданного в основном осталась только одна цель или две цели — артха и кама), но, для того чтобы достичь цели дхармы, то есть жить хорошей, праведной жизнью, для того чтобы обрести артху — материальное благополучие, процветание, для того чтобы наслаждаться в этом мире и для того чтобы обрести мокшуарогйам мулам уттамам, арогйа, или здоровье (свобода от болезней, буквально, арогйа), мулам уттамам — является корнем, причём уттамам — самым главным корнем всего этого. Иначе говоря, я не смогу никоим образом в принципе достичь цели — ни артхи, ни дхармы, ни камы, ни мокши, если у меня нет здоровья. Я не смогу практиковать дхарму, она требует большого здоровья; я не смогу по-настоящему быть успешным в своих делах, если у меня нет здоровья; я буду в основном болеть, и моё сознание будет засосано туда; и я не смогу наслаждаться, это понятно; ну и об освобождении точно речи не идёт.

И поэтому Шрила Прабхупада вслед за Бхактивинодом Тхакуром дал эту формулу нашу: сначала здоровье, потом садхана, потом сева. Здоровье — это фундамент. По сути дела, в этой формуле, которую дали наши ачарьи, заложена та же самая идея: арогйа мулам уттамам — это основа, фундамент. Поэтому, когда у нас есть здоровье, мы можем хорошо практиковать садхану, мы можем сосредоточенно повторять мантру, по-настоящему медитировать, потому что нездоровое тело будет постоянно отвлекать наш ум, в нездоровом теле ум тоже очень сильно возбуждён. Ну и, разумеется, сева, служение, оно требует здоровья, сил, энергии, а не просто какой-то надежды на то, что ну как-нибудь дотянем до смерти, а там чудо произойдёт, на которое мы все и рассчитываем.

Но есть ещё одна, ещё более важная причина. И если первая причина и вторая причина имеют отношение ко всем людям, то третья причина в основном имеет отношение к преданным. И эта третья причина заключается в том, что преданные ставят перед собой цель преобразить ум. А ум является гармоничным продолжением тела. В отличие от картезианских представлений, представлений Декарта, который стоит у истоков современной западной культуры и который, собственно, разделил человека на ум и тело, полностью разделил и сказал, что это абсолютно разные вещи, аюрведа говорит, что ум есть гармоничное продолжение тела, и до тех пор, пока мы не научимся управлять своим телом, мы не сможем преобразить ум. Духовная практика подразумевает полное преображение ума, а преображение ума очень тесно связано с состоянием нашего тела, потому что тело влияет на ум, ум влияет на тело, разумеется, тоже.

И тело (тут очень хорошо нужно понимать), тело — это что-то, что невозможно поменять, это наша прарабдха-карма. Мы должны принять тело с его конституцией. При этом аюрведа говорит — и это очень важная вещь, и не только аюрведа, все ведические дисциплины говорят — что да, есть какие-то вещи, которые мы не можем поменять в нашей жизни: есть наш гороскоп, звёзды, с которыми мы родились, прарабдха-карма, которую мы принесли, но ум мы можем поменять на сто процентов, ум мы можем полностью одухотворить, полностью очистить, сделать его полностью саттвичным. Но для этого… И, естественно, когда этот саттвичный ум воцарится, то тело тоже будет слушаться этого саттвичного ума. Но, очищая своё тело, мы таким образом помогаем достичь этой цели быстрее.

И, собственно, в этом смысл. Цель жизни, если не формулировать её по гаудия-вайшнавски (мы знаем: према̄ пум-артхо маха̄н, высшая цель жизни — это обрести прему), если формулировать её несколько более общедоступно или более общеприемлемо, то цель жизни, в соответствии с ведической культурой, с разными направлениями ведической культуры, в том, чтобы расширить своё сознание. Поэтому, соответственно, наша цель — Брахман в его высшем аспекте Бхагавана, но Брахман — это то, чем называются все три аспекта, и слово, само слово брахман происходит от глагольного корня бримхвардхани, глагольный корень бримх значит вардхани, «расширение». Определение, этимологическое определение брахманабримхати бримхайати ча ити брахма (brimhati brimhayati cha iti brahma), брахман, или дух, — это то, что расширяется, и то, что помогает другим расширяться. То есть эта экспансия, расширение духа, расширение нашего сознания и есть цель аюрведы.

Аюрведа не выносит какой-то приговор — ты вата, питта или капха или ещё кто-то, а аюрведа говорит: учитывай то, что у тебя есть такая конституция, для того чтобы ты смог расширить свой ум, расширить своё сознание, выйти за пределы своего ложного отождествления и в конце концов достичь духовной цели.

И именно поэтому… Да, и в этом смысл слова брахмачари, мы все практикуем брахмачарью, брахмачарья значит ачар, или «поведение, которое помогает достичь Брахмана или которое соответствует с духом, духовный образ жизни». А если более конкретно переводить слово брахмачарья, брахмачарья — значит «образ жизни или поведение, которое помогает расширить сознание, которое помогает расширить наш ум, привести его в саттвичное состояние, то есть вывести его из-под влияния низших гун природы, которые сужают, сковывают ум и приковывают его к нашему телу, из-под влияния тамо-гуны и раджо-гуны».

И именно поэтому, так как в этом заключается цель духовной практики (и цель аюрведы как вспомогательной дисциплины, которая помогает практикующим садхакам заниматься своей садханой), именно поэтому важнейшим разделом аюрведы является расаяна. Это без преувеличения самый важный раздел. В отличие от современной медицины, которая ставит своей главной целью излечение каких-то болезней, излечение болезней — это всего лишь навсего побочный продукт аюрведы или аюрведического образа жизни. Главная цели аюрведы — расаяна, то есть омоложение, омоложение на уровне тела и на уровне ума, то есть приведение человека в старости, самой лучшей поре нашей жизни, в такое состояние, когда тело не будет ему мешать.

И тут я забегаю немножечко вперёд. Я сейчас объясню, почему всё-таки старость, в соответствии с аюрведой, и не только с аюрведой, с самой логикой нашей конституции, с самой логикой понимания того, каким образом устроено наше тело и устроен наш ум, почему старость является действительно самой лучшей и самой плодотворной порой в жизни человека, если человек живёт правильную жизнь. То есть аюрведа, главная цель аюрведы — расаяна — помочь человеку в старости сохранить ясность ума, и не просто сохранить ясность ума, а усилить, обострить свой ум в старости.

Но для этого, прежде чем мы скажем об этом, я хотел сказать, что для того, чтобы достичь этой цели — расширения ума, очищения ума — нужно время. Мы все знаем, что мы пришли с очень тяжёлым багажом, мы тащим за собой этот багаж, очень много негатива связано с нашим прошлым опытом из этой жизни, из прошлых жизней. А очищение — это длительный процесс, естественный, а естественные процессы всегда требуют какого-то времени. Для того чтобы достичь успеха в садхане, нужно время. И поэтому, соответственно, аюрведа говорила о том, что человек должен прожить полный срок своей жизни. И мы можем видеть примеры таких людей, которые не просто сохранили молодость, энергию в преклонных годах, но ещё и были примером для других и могли дать много-много очков вперёд молодым.

Пример этого Бхишма: во время битвы на Курукшетре ему было сто семьдесят лет по самым скромным подсчётам (а это уже практически Кали-юга, Кали-юга уже началась), и тем не менее он был самым могучим воином и физически, и с точки зрения ума, сосредоточенности своего ума. Пандавам и Кришне в это время было больше семидесяти лет, и тем не менее они были в отличной физической форме, в отличной ментальной форме (ну, разумеется, Кришна всегда в такой форме находится), по некоторым подсчётам даже ещё и больше. Собственно, это доказательство того, что это возможно. И мы можем видеть также Джаганнатху Даса Бабаджи, который дожил до ста сорока четырех лет, таким образом бросив вызов законам аюрведы. Аюрведа говорит, что тело рассчитано на сто лет — шатаюс (śatāyus). Но в принципе шатаюс, сто лет — это законное время нашей жизни, мы должны… Каждый человек может рассчитывать прожить сто лет. А в соответствии с астрологией, законный срок, на который рассчитано человеческое тело, — это сто двадцать лет, то есть два цикла по шестьдесят лет. То есть в принципе вот в чём суть — в том, чтобы дожить до ста лет и потом очень счастливо расстаться с этим телом в медитации, действительно войдя в самадхи, а не корчась в агонии от страха и от каких-то неприятных совершенно явлений, с которыми, как правило, связана смерть.

Теперь два слова всё-таки о том, что такое аюрведа, потому что очень часто «аюрведа» просто переводят как «наука о здоровье», что вообще неправильно, как «наука о жизни», что чуть-чуть более правильно, но, в общем-то, надо понимать, что аюрведа — это не биология. Наука о жизни — это биология, а аюрведа — это нечто гораздо более глубокое. Слово веда, я объяснял это в нескольких последних лекциях, слово веда означает не «знание», как мы часто говорим (знание включается в слово веда), слово веда означает «процесс познания», слово веда подразумевает некий процесс углубления нашего знания. А слово аюс — «жизнь» (ещё более важное в этом сложном слове «аюрведа»), слово аюс происходит от глагольного корня ин, ингато. В санскрите есть очень много глаголов, которые указывают на движение. Мы знаем много таких глаголов: джа, например, или га, или гада, га или ча и так далее, а просто. Один из таких глаголов ин, ингато, и аюс, происходя от слова ин, что значит «двигаться», указывает на то, что жизнь преходяща, нам нужно будет… Жизнь — это динамика, жизнь — это движение, это одно значение этого слова. Но другое значение слова аюс значит, что «жизнь подразумевает конец». Когда мы слышим аюс, мы должны знать, что это нечто, это история, у которой будет, неминуемо будет свой конец.

И поэтому само слово «аюрведа» не должно настраивать нас на ложный лад, что с помощью аюрведы я смогу жить вечно или продлить свою жизнь очень долго. Нет, с помощью аюрведы я смогу прожить отведённый мне по карме срок, но достойным образом, и старость моя будет достойной, а не унизительной, как, к сожалению, это достаточно унизительное явление сейчас. То есть это слово должно настроить нас на правильный лад: это процесс познания жизни в рамках отведённого нам срока по нашей карме, как максимально эффективно использовать это отведённое время и как стать счастливым и в конце концов достичь высшей цели, то есть пара̄м̇ гатим.

И в соответствии с самой аюрведой (и это тоже очень важная вещь), слово аюс, или жизнь, оно даёт определение того, что такое жизнь, жизнь — оно даёт определение жизни в материальном теле — это сочетание тела, чувств, ума и души — вот что такое аюс. Аюс — это опыт, который получает душа, которая находится в теле, обладающем органами чувств, то есть инструментами, с помощью которых мы взаимодействуем с этим миром и, соответственно, умом. Это четыре составляющих. И, так как сама жизнь есть самйога, то есть сочетание этих четырёх компонентов, то, соответственно, так как жизнь является самйогой, то, соответственно, вийога неизбежна. Это значит, что в какой-то момент эти четыре компонента разрушатся, разъединяется, на время они соединились, душа соединилась с этим телом, с этим умом и с этими чувствами, и в какой-то момент произойдёт вийога.

Аюрведа говорит, что, соответственно, у слова аюс есть другие синонимы: дживита, или нитйага, нитйага — значит «постоянно идущий, движущийся», опять же, и дхарин, дхарин — это на самом деле название души, то, что… Или аюс — «жизненная сила, которая удерживает все компоненты вместе» (мы ещё будем возвращаться с вами сегодня к этой концепции, что такое старение и что такое жизнь). Жизнь, иначе говоря, жизнь — это постоянное самовоспроизведение тела и ума в динамическом процессе. Это динамический процесс, которым нужно хорошо владеть и хорошо знать, что это такое.

Теперь. Смерть неизбежна, но можно ли избежать старости? Как я уже сказал, главным разделом аюрведы является расаяна, то есть наука омоложения, которая излечивает хроническую болезнь старости. Джара вйадхи, или свабхавика вйадхи, старость в аюрведе называется самопроизвольной, или спонтанной, или естественной — свабхавика вйадхи — болезнью. Старость — это болезнь, старость — это, безусловно, болезнь, но это излечимая болезнь, в соответствии с аюрведой, в отличие от современного состояния дел или современной медицины, которая… Да, есть какие-то экзотические разделы современной медицины типа геронтологии, которые пытаются изучать, что такое старость, но, в общем-то, достаточно безуспешно, и эта failure, эта неудача, или эта катастрофа, которая постигла современную медицину, её неспособность избавить человека от этого состояния немощи, старости и есть доказательство в целом самого неверного подхода.

 Некоторые люди говорят: посмотрите, что сделала современная медицина — современная медицина увеличила продолжительность жизни. И действительно, life expectancy, то есть ожидаемая длительность жизни, она растёт, она выросла, растёт, пусть не очень быстро, но тем не менее растёт (где-то уже сейчас в среднем семьдесят три года человек может ожидать прожить). Беда заключается в том, что healthy life expectancy не растёт. Да, человек живёт дольше, но он и дольше болеет. И ожидаемая продолжительность здоровой жизни не растёт или, если растёт, то растёт совсем немного. Иначе говоря, современная медицина не увеличивает продолжительность жизни, она увеличивает время нашего умирания — вот что делает современная медицина.

И в соответствии со статистикой, опять же, примерно двадцать девять процентов времени нашей жизни человек проводит в этом состоянии немощи и болезни старости, когда он практически недееспособен. Подумайте на минуту: треть нашей жизни заранее отведена современным образом жизни, современной культурой, современными диетами, включая сыроедение (сил моих нет, чтобы высказать все свои эмоции по поводу сыроедения), нам отводится «щедро» одна треть жизни, тридцать процентов жизни, двадцать девять процентов жизни нам отводится на это унизительное, немощное, болезненное состояние, когда мы будем просто буквально сражаться за свою жизнь. И есть множество этих хронических заболеваний (артрит, сердечно-сосудистые заболевания, рак, депрессия, диабет, это всё или то, что очень часто у преданных — нарушения позвоночника, боли в позвоночнике жуткие) — всё это, в общем-то, реальность. И если мы хотим избежать этой реальности и действительно умереть счастливо в свой срок, то надо хотя бы знать какие-то азы аюрведы.

И в аюрведе есть очень важные понятия: каламритью и акаламритью. Каламритью — значит «своевременная смерть». Смерть неизбежна, и когда смерть приходит в должный срок, это радостное, счастливое событие на самом деле. Акаламритью — это «преждевременная смерть, смерть до времени». И очень часто люди неправильно переводят это санскритское выражение акаламритью как смерть от несчастного случая или самоубийства, ещё что-то такое… Нет, смерть от диабета в пятьдесят лет, смерть от рака в шестьдесят лет, смерть от болезни Паркинсона в семьдесят лет, смерть от Альцгеймера в восемьдесят лет, смерть от… не знаю чего… да, смерть от сердечно-… от инфаркта в тридцать пять лет или в сорок лет — всё это примеры акаламритью. Каламритью — вы прожили сто лет или как минимум девяносто лет, вы абсолютно здоровы. Мне рассказывали про некоторых аюрведических врачей, как он в полном здоровье в девяносто пять лет, полностью здоровый, положил свою голову на колени своему сыну и своему преемнику, улыбнулся, сказал: «Я тебе всё передал» и оставил своё тело под звуки мантры — вот это то, что может к нам прийти, если мы будем… если мы понимаем, что такое жизнь и что такое смерть, что такое процесс жизни и каким образом смерть является естественным и очень гармоничным итогом нашей жизни.

Очень часто преданные (это тоже одно из словечек или жаргонов, который распространён среди преданных), они говорят, что «он оставил своё тело» или «она оставила своё тело». Насколько я понимаю, сейчас очень мало кто оставляет своё тело. Оставил своё тело Бхишмадева на поле битвы Курукшетра, когда он ждал подходящего момента, и когда подходящий момент подошёл, он обратился с молитвами к Кришне и сосредоточил весь свой ум на образе Партхасаратхи, который бежит на него с колесом, и оставил тело. Оставил тело — значит оставил тело, когда он сам захотел: деха-тьяга. Санньяси, по идее, должны оставлять тело. Со всеми остальными происходит нечто прямо противоположное: тело оставляет их, а мы при этом держимся за него бульдожьей хваткой, пытаемся его как-то удержать, а оно говорит: «Не-не, мне больше не нужен такой хозяин, ты меня достаточно помучил». Оставить тело — этого ещё надо заслужить, это не так просто. Обычные люди и, к сожалению, большинство преданных не оставляют тело, а умирают, то есть поневоле расстаются со своим таким любимым и таким дорогим телом.

Теперь, ещё одна важная вещь… это всё некие предварительные соображения, но очень скоро мы уже перейдём… но это важные, очень важные предварительные соображения. Очень скоро мы перейдём к основной теме — механизмов старения и механизмов заболевания по аюрведе. Но вот тут очень важно оговориться в том, что в ведической культуре и, естественно, в аюрведе как в существенной части ведической культуры, неотъемлемом элементе ведической культуры, никто не ставил перед собой цели жить вечно. Жить вечно — ставили перед собой эту цель кто? Асуры. Асуры хотели жить вечно. Хираньякашипу хотел жить вечно. Его современные последователи тоже хотят жить вечно. Современная медицина говорит: «Да-да, мы сделаем вас… рано или поздно мы откроем механизмы умирания и старения, мы решим всё это, платите нам деньги». Многие миллиардеры вкладывают свои деньги в эти геронтологические исследования, криогенные исследования, чтобы заморозить своё тело — это асуры. Все асуры в конце концов умирают, но главное, что это ничему не учит асуров, которые приходят им на смену, они всё равно надеются на то, что «пусть в холодильнике, но моё тело будет жить вечно», или ещё какими-то способами.

И вот тут-то очень важная вещь, которую мне хотелось сказать: мы на самом деле терпим неудачу в тот самый момент, когда мы пытаемся отрицать смерть и старость. Вместо того чтобы принять это как часть, естественную и очень важную часть нашей жизни, часть динамики нашей жизни, если мы пытаемся отрицать старение и пытаемся делать что-то неестественное… Как люди делают пластические операции, люди подтягивают кожу, молодятся, вводят себе какие-то… Сейчас новая вещь — принимают ванны в крови маралов, в крови рогов маралов и сидят в этой крови очень долго, чтобы сохранить молодость… Кто-то… Это новое поветрие: молодые сдают свою кровь, а старики пьют эту молодую кровь донорскую… То есть люди готовы стать вампирами, для того чтобы сохранить молодость так называемую, не понимая то, что старение — это некий очень красивый процесс, подобно тому, как восход и закат — это два очень красивых явления. Никто не восхищается солнцем, когда оно стоит в зените, но все восхищаются солнцем, когда оно восходит, и все восхищаются солнцем, когда оно заходит. И точно так же все восхищаются маленьким ребёнком, который только что родился, или каким-то ангелом, когда он растёт и ещё не попробовал вкуса чувственных наслаждений. И закат нашей жизни должен стать таким же красивым, как восход. Но для этого надо, естественно, знать, как нужно правильно жить.

И что ещё очень важно, и почему, собственно, эта тема очень важна для нашего с вами курса — это то, что старые люди испокон веков во всех традиционных культурах были основой общества, они были хранителями традиций, они были самыми мудрыми людьми, они давали советы, к ним можно было прийти и получить от них прибежище. К сожалению, то, что делает современная жизнь с людьми, оно приводит к чему-то прямо противоположному. Деменция — это болезнь старости: человек выживает из ума, вместо того чтобы становиться более мудрым, как положено при нормальном течении жизни. И, собственно, это наличие таких старых людей, старых и мудрых людей, с ясными глазами, со счастливой улыбкой на устах, которые могут дать совет, утешить нас в какие-то другие периоды, более бурные и более сложные периоды жизни, наличие таких людей — это, конечно же, залог здоровья общества. Если таких людей не будет, то ни о каком здоровом обществе говорить нельзя.

В то же самое время (это ещё один очень важный момент) современная наука настраивает людей на неправильный лад. Она даёт им ложную надежду на то, что «мы разгадаем механизмы старения, механизмы умирания, и, когда мы всё разгадаем, мы всё это сделаем, мы избавим вас от старости и смерти». И таким образом она, современная медицина, современная наука, биология, молекулярная биология, генетическая, молекулярная генетика, они все заставляют людей сопротивляться этому естественному процессу. Тем временем «да, какими-то искусственными способами мы вас омолодим».

Вот цитата из Википедии, по-моему: «С биологической точки зрения старение связано с постепенным аккумулированием самых разнообразных повреждений организма на молекулярном и клеточном уровнях. Со временем эти повреждения приводят к постепенному уменьшению физиологических резервов организма и к повышенному риску многочисленных болезней, а также к общему спаду индивидуальной жизнеспособности. В конечном счёте это приводит к смерти».

То есть, короче говоря, старение — это ошибка, старение — это биологическая ошибка. И есть огромное число современных теорий старения, ни одна из которых, по общему признанию даже их авторов, не является удовлетворительной. Никто на самом деле не может определённо ответить, почему мы стареем, когда мы начинаем стареть, в какой момент, по каким маркерам можно определить, что старость наступила, и есть ли какой-то предел, до которого мы можем расти и развиваться, то есть быть в этой восходящей фазе нашей жизни и так далее. Современная медицина не даёт ответов на эти вопросы. Аюрведа на эти вопросы даёт совершенно конкретные и очень ясные ответы. К сожалению, никто их не принимает всерьёз.

Так вот, среди этого огромного множества теорий старения, их можно расклассифицировать на две группы: одна группа — это то, что старение — ошибка, просто накапливаются ошибки, как говорилось тут, в процессе воспроизведения генов, там все эти полимеразы, которые воспроизводят ДНК, они периодически делают ошибку, вставляют не то, гены портятся, полимеразам (этим белкам) нужно куда-то присоединяться. Для этого у каждого гена есть теломер, то есть какая-то ненесущая информацию вещь, постепенно эти теломеры сокращаются-сокращаются-сокращаются. Когда теломеры сокращаются, соответственно, мы уже не воспроизводим ген, ошибки находятся уже в теле самого гена, белки не воспроизводятся — всё, человек помер. Это одна распространённая теория — то есть ошибки, некие ошибки молекулярных механизмов воспроизведения. Или другая (агрессивные внешние факторы — это туда же всё, к ошибочным каким-то вещам) — антиоксидантная теория, то, что накапливаются свободные радикалы (антиоксидантная теория — это теория омоложения, естественно), накапливаются свободные радикалы, оксиданты, закисляется среда и, соответственно, эти свободные радикалы разрушают мембраны в клетках.

То есть вот есть этот спектр теорий, которые говорят о каких-то ошибках или внешней агрессии, и есть теории, которые говорят: нет, это запрограммированный процесс подобно тому, как рост запрограммирован, старение тоже запрограммировано. Разумеется, они немножечко более верные, эти теории. Но, опять же, на чём основаны эти теории? Очень просто — на, естественно, теории отбора Дарвина, потому что после того, как вы преодолели свой репродуктивный возраст, с точки зрения естественного отбора вам нужно помирать поскорее, потому что вы являетесь только балластом для общества. И, соответственно, природа с помощью этих дарвиновских механизмов естественного отбора вставила в наши гены какие-то там механизмы, но нужно найти эти механизмы. Как только мы найдём эти механизмы, мы сможем избавиться от этого состояния и в конце концов обретём бессмертие.

Ну вот примерно две группы каких-то заблуждений: программированная продолжительность жизни и ошибки, которые накапливаются в процессе нашей жизни — иммунологическая теория, эндокринная теория... Ну, в общем, каких только теорий нету… Естественно, теория inflammation — теория воспаления, воспалительных каких-то процессов, ну и, соответственно, теории, которые связаны с бредом.

Нет смысла это делать, но просто тут, пожалуй, стоит привести курьёзный пример некоего айтишного миллиардера из Калифорнии, сорокапятилетнего — Брайан Джонсон, который тратит два миллиона долларов на врачей и на десятки ежедневных процедур ради достижения вечной молодости. Он нанял себе команду врачей под руководством некоего двадцатидевятилетнего специалиста по регенеративной медицине, и, соответственно, он вместе с этим врачом одержимо читает литературу о старении и долголетии, чтобы найти секрет вечной молодости, и ничем другим не занимается. То есть вот он только ест какие-то там биодобавки, какие-то биококтейли, ещё что-то такое, занимается упражнениями... И вот он одержим, у него есть эта фиксация, и, соответственно, он каждый раз делает сложные процедуры: переливает себе кровь, ещё что-то делает, два миллиона долларов в год тратит на все эти процедуры. И вот теперь у него параметры постепенно омолаживаются, уже у него кожа как у двадцатидевятилетнего, сердце ещё какое-то по каким-то параметрам. Это не помешает ему умереть в достаточно раннем возрасте — у меня нет никаких сомнений в этом, но цель он себе поставил: он хочет иметь мозг, сердце, лёгкие, печень, почки, сухожилия, зубы, кожу, волосы, мочевой пузырь, пенис и прямую кишку восемнадцатилетнего юноши и стремительно, стремительными темпами приближается к этой цели. К сожалению, он её никогда достичь не сможет.

И тут, конечно же, вспоминается знаменитый анекдот. Люди потеряли смысл жизни, и сохранение молодости стало для некоторых из них... одержимые идеей, идеей фикс некоего сохранения молодости, так сказать… оно для некоторых из них стало заменой смысла, суррогатным смыслом. И знаменитый анекдот, когда в реанимации человек приходит в себя, хватается за руку врача и спрашивает: «Доктор, я буду жить?» Доктор смотрит на него и, презрительно скривив губы, говорит: «А смысл?..» Вот примерно так. Аюрведа и ведическая культура, к счастью, основаны на других вещах — у нас есть смысл, мы знаем, для чего мы живём.

И теперь мы уже переходим непосредственно к этой теме. Я пообещал вам некоторое время назад, что я расскажу, почему, в соответствии с Аюрведой, старость — это лучшая пора жизни. Аюрведа утверждает, что... Мы уже говорили, что жизнь — это комбинация тела, чувств, ума и души, и, соответственно, два основных компонента, помимо души, которые, собственно, пользуются всем этим, — это тело и ум. Чувства — это нечто промежуточное между телом и умом, ум управляет всеми чувствами, чувства являются частью тела. Так вот, в соответствии с Аюрведой — в этом есть очень большая мудрость — тело состоит из трёх дош (все преданные наверняка это знают): капха, питта, вата, а ум состоит из трёх гун: саттва, раджас и тамас. Хотя иногда говорится о психологической конституции человека: психологии ваты, психологии питты, это всё есть. Но на самом деле ум состоит из саттвы, раджаса и тамаса в соответствии с аюрведой.

Возвращаясь к тем вопросам, которые были заданы в начале статьи, а я цитировал статью с обзором разных теорий старения, и она начиналась с того, что никто не знает, когда человек начинает стареть, что такое старость, каковы реальные маркеры старости, возможен ли рост. Аюрведа говорит очень чётко: биологическим маркером старости является активация вата-доши, которая начинается примерно в шестьдесят лет, то есть, когда человек заканчивает свой первый цикл, когда Сатурн и Юпитер возвращаются в то самое положение взаимное, в котором они были в момент рождения человека. В этот момент Сатурн (планета, которая управляет вата-дошей) включает вату, вата начинает активизироваться.

И тело человека — слушайте, это очень важный момент! Да, это биологический маркер, это момент, когда тело начинает постепенно-постепенно идти вниз, и начинаются процессы разрушения тела, потому что вата — это некая разрушительная сила в нашем теле. Да, маркером этого является увеличение, непомерное увеличение ваты. Соответственно, можно ли без конца заставить своё тело расти и находиться на этой восходящей части кривой? Нет, абсолютно невозможно, Сатурн есть у каждого в гороскопе, и, проделав два раза свой тридцатилетний цикл, он вернётся снова туда же, откуда он начал своё путешествие в нашем случае.

То есть, слушайте очень внимательно, это важный момент! Тело, в соответствии с аюрведой, развивается от саттвы до тамаса, потому что капха олицетворяет с аюрведической точки зрения саттва-гуну. В капхе, в этой доше, в ней заложено очень много саттвичности: там есть стабильность, там есть некая уравновешенность, спокойствие и так далее. То есть капха считается стабильным и саттвичным элементом. И человек, тело человека начинает своё движение, или своё путешествие по этой жизни, с саттвы. Потом оно, естественно, переходит к раджасу: после того как заканчивается наше детство, где-то в подростковом возрасте, где-то лет в тринадцать, в момент полового созревания, раджас начинает преобладать. И раджас преобладает всё время от этого двенадцати-, тринадцати-, а иногда одиннадцатилетнего, а сейчас и раньше, к сожалению, этот саттвичный период сжимается, когда человек невинен, и когда ещё сексуальный импульс не действует и не проявлен в его теле и, соответственно, не проявлен в его уме, хотя в уме он может быть проявлен до этого, но не важно.

Так вот, потом, после этого одиннадцати-двенадцатилетнего возраста начинается период раджаса и доминанты раджаса, преобладания раджаса, то есть питты. Питта символизирует в теле...  Питта — это та доша, которая связана с раджасом. И, соответственно, потом начинается старость — период ваты, период тамаса. То есть тело обречено погружаться в тамас. Тамас — значит «разрушение», вата приводит к разрушению, это, опять же, естественный процесс: тело появляется, тело растёт, какое-то время поддерживается на определённом уровне, и потом оно начинает гибнуть. Вата — это тамас, тамо-гуна в нашем теле.

Но ум при этом имеет с точностью до наоборот динамику: когда ребёнок рождается, то тело его относится к саттва-гуне, а ум его относится полностью к гуне невежества (мы все видели этих маленьких детей). Потом, естественно, невежество сменяется страстью. Опять же, в этот подростковый период ум становится в основном раджасичным: человеку нужно чего-то достичь, достичь какого-то успеха, заработать денег, доказать всем, что он самый лучший. Включаются эти механизмы соперничества именно в подростковом возрасте, которые потом мучат человека в течение всей жизни. Почему? Потому что в уме преобладает раджас. Но, в соответствии с аюрведой, в старости, в тот момент, когда в теле преобладает тамас, в уме должна воцариться саттва. Таково нормальное развитие, или нормальная динамика, жизни человека.

И если человек проживает нормальную жизнь и хорошо понимает, что с ним происходит, то именно так и будет. На самом деле в соответствии с аюрведой… Все современные учёные говорят, что старость — значит ослабление когнитивных способностей: ослабление нашего ума и ослабление наших чувств. А аюрведа говорит: старость — значит усиление когнитивных способностей: человек становится более мудрым, более умным, более проницательным, естественно, более добрым, более саттвичным, но в одном случае — если он живёт жизнь правильно.

И вот тут очень важный мостик между темой ашрамов и темой этой лекции. Собственно, что значит прожить жизнь правильно? Какую ошибку совершают люди современной «культуры» (слово культура очень хочется поставить в кавычки)? Какую ошибку совершают люди современности, люди современной «культуры»? Почему старость сейчас, к сожалению, не ассоциируется с саттвой? Если мы посмотрим на старых людей, на стариков — по большей части это очень озлобленные, несчастные люди, как правило, действительно утратившие и достоинство, и свои когнитивные способности. Почему это происходит? А происходит всё потому, что человек не понимает, что нужно делать на более ранних периодах своей жизни. Человек в тот самый момент, когда в уме преобладает раджас, начиная с подросткового возраста, не готовится к тому, чтобы обуздать свои чувства.

Да, этот средний период жизни предназначен для получения каких-то наслаждений естественных; да, человек может после какого-то возраста вступать в сексуальные отношения, получать от этого какое-то удовлетворение, это нормально. Но если он при этом думает, что жизнь сводится только к этому, жизнь сводится только к тому, чтобы эксплуатировать своё тело и выжимать из него всё больше и больше чувственных наслаждений, сексуальных наслаждений, то он, естественно, приближает старость. И в какой-то момент, когда он начинает ощущать, что тело дряхлеет, и он видит физически в зеркале или, глядя на своё тело, морщины, которые появляются у него и так далее, он видит, что мускулы утрачивают упругость, половая сила его уходит куда-то, в этот момент, как гласит хорошая русская поговорка: «седина в бороду — бес в ребро», в него вселяется бес. Он пугается: «Жизнь подошла к концу, а я ещё не насладился до конца, мне нужно продолжать наслаждаться!» Он пускается во все тяжкие тогда, когда этого не нужно делать. Он не подготовил себя к этому моменту, он не прожил свою жизнь правильно, постепенно обуздывая свои чувства, до того, как наступила старость. Поэтому в старости он пытается в этом жалком, дряхлом теле по-прежнему наслаждаться, и в результате этого он утрачивает остатки ума. И эти остатки ума, растраченные на негативные эмоции… И, разумеется, стресс, которым живут люди на протяжении жизни, он тоже очень сильно разрушает ум (мы будем говорить об этом).

По сути дела, этот неправильный образ жизни в детстве (ну ладно, Господь с ним, с детством, там мы мало что можем изменить), на протяжении нашей жизни, образ жизни, который приводит к утрате оджаса, является причиной того, что старость становится очень плачевным явлением. И наоборот, если человек живёт жизнь, сохраняя оджас и, наоборот, аккумулируя оджас, а оджас, как это ни странно, не обязательно должен к старости растрачиваться, несмотря на то что вата включается и механизмы старости включаются, но оджас может быть по-прежнему. Мы знаем примеры святых, которые источали это сияние, что является признаком очень сильного оджаса (оджас, теджас дьюти-дхара) святых людей, которые в преклонных годах были очень активными. Шрила Прабхупада — пример тому: в шестьдесят девять лет он отправился в Америку, он пустился в предприятие с сорока рупиями в кармане, на которое не отважится молодой человек. Почему? Потому что у него был оджас, теджас, дьюти — сияние, и люди видели, что он источает сияние. Почему? Потому что у него была эта основа — оджас, он прожил свою жизнь правильно.

И это будет тема нашей третьей лекции: как действительно нужно жить свою жизнь, чтобы сохранить оджас к старости и таким образом не оказаться в этом жалком состоянии выжившего из ума старика, чтобы действительно старость стала лучшим периодом в нашей жизни. А она может стать, потому что какие-то страсти уходят естественным образом из ума, ум естественным образом успокаивается, саттва очень хорошо чувствует себя. Саттвичный ум, он гармоничен, гармонично сочетается с телом, в котором уже не бушуют прежние страсти. И этот период может стать периодом величайших свершений для человека. Как Шрила Прабхупада — он написал свой «Шримад-Бхагаватам», шедевр своей жизни, когда? В преклонном возрасте. Почему? Потому что старость — это лучшая пора жизни. Люди, прожившие хорошую жизнь, создают самые лучшие произведения в конце жизни, когда всё то, что они накопили, вся та мудрость, которую они накопили, может найти своё естественное выражение через саттвичный ум.

 А теперь несколько слов о механизмах. Мы посмотрели с вами динамику жизни в аюрведе, естественную динамику, которая, к сожалению, сплошь и рядом нарушается людьми нашего с вами времени. Теперь. Что такое старение? Чтобы понять, что такое старение, надо понять, что такое жизнь. Я уже сказал, что аюс происходит от глагола ингато, от глагольного корня ин — «движение». Жизнь — это динамика. Как в современной медицине есть понятие гомеостаза. Гомеостаз — это некое равновесие или какое-то метаболическое равновесие. Равновесия нет, может быть только динамика. Жизнь — это всегда движение. В тот самый момент, когда что-то останавливается, и там, где оно останавливается, там наступает смерть. Это может быть полная смерть или частичная смерть в каком-то отделе нашего тела, там что-то остановилось, что-то перестало двигаться.

Так вот, жизнь, в соответствии с аюрведой, — это постепенное… вернее, старение, в соответствии с аюрведой… Жизнь — это способность организма постоянно воспроизводить самого себя, самоё себя. Аюрведа говорит о дхату-самйе. Дхату-самйа — это процесс обновления тканей организма, который заключается в идеальном балансе между прибавкой (этот процесс называется брамхана, или расширением) и лангана — очищением. То есть дхату-самйа, наши ткани постоянно должны обновляться. Это значит, что новый материал должен поступать в наши ткани, должен генерироваться в процессе тела, и старый, отработанный, должен уходить. И на протяжении жизни что происходит? Этот механизм в большей или меньшей степени исправно работает. То есть как бы мы получаем что-то новое, мы едим, мы дышим, и возникают новые ткани, они заменяют старые ткани, отработанные, и отработанные ткани уходят. Когда этот процесс начинает замедляться под влиянием ваты (а мы ещё поговорим о роли ваты в этом процессе, почему именно вата влияет на него), то наступает старость. То есть организм перестаёт воспроизводить сам себя, перестает обновлять.

И, собственно, дхату-самйа — это цель аюрведы. Цель аюрведы — поддерживать это воспроизведение тканей в организме, эту здоровую жизненную динамику, которая, собственно, и заключается в том, что мы должны питаться хорошо и правильно (об этом мы поговорим завтра, вернее, в следующей лекции) и поддерживать самый главный, что ли, ингредиент в нашем теле — оджас, который является гарантией всего остального — ясного ума и здорового тела.

Итак, дхату-самйа… И, собственно, в этом цель расаяны. Что такое расаяна? Наука расаяна — это как раз наука о том, как… так как этот процесс… в молодости всё хорошо, в молодости этот процесс естественным образом идёт, в старости он замедляется постепенно, и организму нужно помогать избавляться от каких-то повреждённых тканей. Современная наука не так уж неправа, когда она говорит, что есть этот процесс постоянного повреждения в результате свободных радикалов, инфекций, неблагоприятных факторов внешней среды и так далее — очень много факторов, которые влияют на этот процесс, всё время происходит отмирание тканей. Так вот, наука расаяна, наука омоложения помогает организму избавиться от этих испорченных, отмерших тканей, отмерших клеток, отмерших остатков мембраны, всего остального и помогает восстановить их новыми. То есть как бы мы этот процесс с помощью аюрведы, с помощью науки расаяны, мы его как бы замедляем, замедляем процесс старения и усиливаем процесс омоложения. Хотя нужно правильно понимать, что это не омоложение в полном смысле этого слова. Человек не избавляется от своих годов, и никакая аюрведа не сможет остановить полностью влияние включённого механизма старости в виде ваты, вата-доши.

 Итак, сначала, чтобы мы чётко поняли, я дам определение здоровья: сама доша сама агнишча сама дхату мала крийааха прасанна атма индрийа манаха свастха ити абхидхийате (Sama dosha sama agnischa sama dhatu mala kriyaaha prasanna atma indriya manaha swastha iti abhidheeyate — «Sushruta Samhita»). Здоровье — значит свастха, свастха буквально значит сва-стха — «тот, кто находится сам в себе», то есть тот, кто гармоничен сам с собой, находится в гармонии с собой. И для этого нужно: сама доша, чтобы все доши были уравновешены, ни одна из них не выходила из равновесия; сама агни, а агни (мы поговорим о них чуть позже), все агни были не слишком сильные, не сжигали что-то и не находились в процессе умирания, то есть они хорошо горели. Потому что, ещё раз, жизнь и здоровье — это динамический процесс, а агни — огонь, различные огни, которые работают в нашем теле, они обеспечивают эту динамику, они обеспечивают трансформацию, поэтому второе слово в этом определении сама доша, доша в данном случае значит «ткани организма». Ткани организма и доши — более тонкое проявление тканей — находятся в равновесии, агни находится в равновесии, то есть происходит хороший, здоровый метаболизм, происходят процессы трансформации, они происходят правильно.

Сама дхату — все ткани, они также уравновешены, то есть происходит этот процесс порождения тканей (есть семь тканей организма, начиная с расы, ракты, маджи, медхи, асти и так далее и, наконец, вирьи). Мала крийа — все токсины или отработанные вещи хорошо выводятся из организма, то есть работают процессы очищения, естественные процессы очищения организма.

Аюрведа говорит о том, что есть три малы. У нас есть три доши, семь дхату и три малы. Три доши вы знаете — это вата, питта, капха; семь дхату я сказал; три крийи: это пуриша — значит наши испражнения, это мутра — наша моча и сведа — наш пот, это три малы, то есть хорошо работают все эти выделительные системы. И что самое важное — прасанна атма индрия манаха — ум счастливый, и прасанна атма индрия манаха — и чувства тоже удовлетворены, ум удовлетворён, и чувства тоже находятся в спокойном, умиротворённом состоянии, не возбуждены, не просят чего-то. Реально это значит, что депрессия — это болезнь, в соответствии с аюрведой, это понятно. Но даже просто плохие настроения, какая-то хандра или ещё что-то — это тоже проявления болезни. Наши чувства должны быть светлыми — прасанна атма индрия, прасанна атма индрия — значит, что глаза должны гореть, это признак, во-первых, хорошего огня в теле, но также признак счастливого ума. И другие чувства также должны быть просветлены. Это идеальное состояние здоровья.

И, собственно, успешная старость — значит, как я уже сказал, это малая вероятность серьёзных заболеваний, нет хронических заболеваний и обострённое восприятие, когда восприятие становится лучше, чем в молодые годы. И плюс к этому — очень счастливый ум и активная жизнь. Человек живёт активной жизнью, и у него очень активный, спокойный и очень острый, проницательный ум, который продолжает творить. Вот это признаки хорошей старости, правильной старости, аюрведической старости. В соответствии с, опять же, современной «культурой», три признака старости, плохой старости — это неспособность сопротивляться болезням, любая малейшая болезнь — мы падаем её жертвой, какой-нибудь вирус, бактерия или ещё что-то; угасание когнитивных способностей, то есть угасание ума и активности чувств; и, наконец, очень большая подверженность стрессу — мы чувствуем стресс по поводу и без повода. Вот это то, что даёт аюрведа — хорошую старость.

И теперь механизм старости и болезни по аюрведе. Этот механизм имеет четыре элемента — очень важная вещь! Собственно, если мы поймём это, мы поймём всё остальное: почему такое значение уделяется еде, что такое оджас и так далее. Четыре элемента, из которых складывается любая болезнь в соответствии с аюрведой. Чем хороша аюрведа — аюрведа не изучает этиологию различных болезней (а современная наука насчитывает десятки, сотни тысяч этих болезней, и каждая каким-то своим образом возникает), нет. Механизм заболевания и механизм старости как заболевания хронического один и тот же. Агни, раса, шрота и оджас — это четыре элемента, или четыре опоры жизни, и четыре элемента, которые включены в процесс старения и в процесс заболевания: агни — огонь, трансформационный элемент или метаболические процессы, которые проходят в нашем теле; раса — это первичное преображение пищи в усвояемые компоненты; шрота — значит всевозможные каналы, которые есть в нашем теле; и, соответственно, оджас — как результат благополучного процесса преображения пищи. Иначе говоря, вот он, процесс заболевания, процесс жизни и процесс старения, он один четырьмя этими словами описан полностью.

Что происходит, когда мы едим? Мы потребляем пищу, и эта пища должна разделиться в нашем организме в процессе пищеварения на три части. Любая пища, которую мы едим (это материал «Чхандогья-упанишады»), любая пища делится на три части. Одна часть — это нечто неперевариваемое, ненужное, некий мусор (в любой пище есть всегда какой-то мусор, а в современной пище этого мусора очень много), что-то, что вредно организму, что не нужно для организма. И организм должен в процессе пищеварения пищу, которую мы употребили, разделить, рассортировать на эти три части: вывести всё ненужное с помощью каналов выведения; он должен усвоить всё то, что нужное, чтобы превратить это в ткани; и третий процесс — он должен также напитать наш ум.

Это три процесса, которые должны происходить, потому что ум — отдельная вещь, и питание, пища, она в том числе питает наш ум какой-то энергией — либо она усиливает тенденции раджаса, либо тенденции тамаса, либо тенденции саттвы в пище. Это три вещи, и поэтому, так как это главный процесс нашего взаимодействия с материальным миром — процесс поедания какой-то пищи, когда мы что-то внешнее по отношению к нам вкладываем внутрь, то вот эта динамика, она начинается с агни. Если агни хороший, и прежде всего имеется в виду джатхар-агни, или ваиш́ва̄нара-агни, — огонь пищеварения, который горит в нашем желудке, если этот агни хороший, то он очень быстро (скажем так, быстро и беззатратно) в течение двух-трёх, максимум четырёх часов превращает всю съеденную пищу в компоненты, которые потом могут быть легко усвоены нашим телом, то есть превращает эту пищу в расу — в первую ткань. И это первый, самый важный процесс.

Потом раса претерпевает многочисленные изменения с помощью других, более тонких огней (огней — значит каких-то ферментативных процессов на уровне клеток и так далее, мы об этом поговорим завтра, что это за огни, сколько их у нас в теле). Но вот этот самый главный, ваиш́ва̄нара-агни, он настолько важен, что Кришна говорит: ахам̇ ваиш́ва̄наро бхӯтва̄ / пра̄н̣ина̄м̇ дехам а̄ш́ритах (Б.-г., 15.14), в пятнадцатой главе Кришна говорит, что «Я есть огонь пищеварения в теле людей, в теле живых существ, которые приняли прибежище в теле». Пра̄н̣а̄па̄на-сама̄йуктах̣ / пача̄мй аннам̇ чатур-видхам«С помощью праны и апаны, с помощью процессов потребления и выведения, Я пачами, — Кришна говорит, — Я сам перевариваю эту пищу». Это мистический процесс пищеварения, переваривания пищи, и Кришна говорит: «Это Я, Я есть эта непостижимая мистика». И никогда мы до конца не поймём, как какая-то часть пищи откидывается, а какая-то часть пищи, наоборот, становится нами, усваивается, полезна. И отвечает за это ваиш́ва̄нара-агни.

И поэтому в Мадхва-сампрадае, в изначальной Мадхва-сампрадае, которой мы с вами отчасти принадлежим, они вместо ш́арӣра авидйа̄-джа̄л перед едой повторяют целиком всю пятнадцатую главу, причём не только они, во многих других... Кто-то говорит, повторяет стих из «Бхагавад-гиты» (4.29): брахма̄рпан̣ам̇ брахма хавир / брахма̄гнау брахман̣а̄ хутам, но это майявади обычно делают: «Всё едино, всё становится Брахманом, я потребляю пищу, пища становится Брахманом». Вайшнавы повторяют «Пурушоттама-йогу», всю пятнадцатую главу, в частности, потому что, во-первых, в этой пятнадцатой главе рассказывается про Пурушоттаму, Верховную Личность Бога, то, что Бог — личность, и в этой же главе этот Пурушоттама, Верховная Личность Бога, говорит: «Я помогаю вам переваривать пищу, Я отвечаю за этот самый важный процесс пищеварения, от чего, собственно, всё зависит».

Но, так как очень часто в силу различных факторов этот огонь снижен, мы своим неправильным образом жизни забиваем этот огонь (и Кришна всё равно пытается переваривать это, но, так как мы отвернулись от Кришны, то, соответственно, Он не очень-то активно это делает), то в процессе пищеварения из-за того, что огонь не сильный или, наоборот, слишком сильный и он всё там пережигает, возникает не только раса, а возникает ама. И слово ама — слушайте очень внимательно, это, может быть, ключевой момент во всей нынешней лекции о процессах старения и процессах жизнедеятельности, процессах умирания и процессах омоложения — это ключевое понятие. Слово ама происходит от корня ма санскритского, и корень ма, как многие из вас, может быть, догадались, означает «движение». Я уже говорил, что бо́льшая часть санскритских корней указывает на движение. Ма — значит «движение», ама — значит «нечто неподвижное».

Что такое ама в соответствии с аюрведой? Это не какое-то конкретное вещество и даже не какой-то конкретный класс веществ, это огромное разнообразие категорий веществ, процессов недосварения, веществ, которые получаются в процессе несовершенного пищеварения, которые потенциально обладают способностью блокировать каналы. Ама — это все блокирующие элементы в нашем теле, ама неподвижная, ама — это то, что возникает... Раса подвижная, раса, мы знаем, раса — это в том числе эмоция, раса исполнена движения. Ама — это неподвижна вещь, которая становится дхату.

Я уже сказал, раса — это дхату, это ткань организма. Всё то, что ненужное, ваиш́ва̄нара-агни вывел, перевёл куда-то туда, в выводящие каналы. Но если пищеварение несовершенное, то часть этих вещей... И часто ама переводят как «токсины», это неправильно, это очень большая ошибка, ама — не токсины. Есть виша-ама, есть токсичная ама, но бо́льшая часть амы — это нетоксичная ама, и в этом-то её беда. Бо́льшая часть амы... Если бы ама была токсичная, это значит, каждый раз после недопереваренной пищи или неправильного акта пищеварения мы бы чувствовали отравление. Это бывает, но это бывает редко исключительно. Бо́льшая часть амы никаким образом не ощущается как нечто чужеродное — и в этом её большая проблема. Она становится тканью, то есть становится как бы частью нашего организма, и постепенно-постепенно, незаметно она начинает там накапливаться. В зависимости от конкретной конституции человека, от конкретной конфигурации шротриев (каналов) эта ама вместе с расой начинает поступать в определённые ткани, она может незаметно накапливаться в суставах в течение десятилетий; незаметно она может накапливаться в сердце и в сердечно-сосудистой системе в виде этих бляшек, никто их не знает, как они накапливаются; она может накапливаться в каких-то других тканях и порождать рак. Это лина-ама.

Раса разносит аму по всему телу, по всем шротриям, потому что раса — это первая ткань, и, соответственно, она должна обновить все остальные ткани, поэтому она переходит в кровь, и сама по себе, как лимфа, она разносится по всему телу, и вместе с расой по всему телу разносится ама, и эта ама начинает мало-помалу незаметно блокировать каналы. И когда каналы забиваются, когда возникает это блок, движение нарушается, и возникает либо болезнь, либо то, что мы называем старостью, а старость — это одна из разновидностей болезни. Всё это результат накопления амы, или блокировки шротриев.

И шроты — это следующая вещь, о которой мы поговорим тоже более подробно, что это за каналы в нашем теле. Эти шроты — это следующий элемент всей системы. В норме агни превращает пищу в расу, раса поступает в свои шроты, то есть в лимфатическую систему в данном случае, потом она превращается в кровь с помощью других огней, и потом с кровью тоже переносится куда-то. И если этот процесс, который начался в самом начале в процессе пищеварения, если этот процесс доведён до конца, то пища, превратившись в расу, то есть в нечто усвояемое в принципе нашим организмом, если всё хорошо произошло на всех остальных этапах, то пища превращается в оджас. А оджас является тем самым элементом, который, как я уже сказал, сохраняет наше тело в здоровье, даёт свет нашей ауре, даёт нам энергию и даёт ясность и чистоту нашему уму.

Поэтому весь этот процесс, весь этот механизм, ещё раз, имеет четыре этих существенных элемента: агни, раса, шрота и оджас. Вот это в самых общих чертах описание механизма, что такое ама, каким образом она потихонечку блокирует вещи. И, как я уже сказал, самая опасная ама — не та ама, которая проявляется. Ама, которая проявляется, например, в виде... она может выходить в виде слизи из нашего организма, когда мы заболеваем простудными заболеваниями, она течёт-течёт-течёт — это подвижная ама. Ама имеет несколько характеристик (я завтра, может быть, подробнее об этом расскажу), она может быть подвижной, а может быть неподвижной. Чала-ама — её легко вывести, и есть ачала-ама — неподвижная, она сама по себе склонна забивать или не двигаться. И бо́льшая часть амы по природе своей ачала.

И есть лина-ама и алина-ама. Лина-ама — значит ама, которая растворилась в тканях, ама, которая стала нашими тканями, въелась в наши ткани на всех уровнях: она въелась в нашу расу, она въелась в нашу кровь, она въелась в нашу плоть, она въелась в наши кости, она въелась в наш костный мозг, она въелась в наш жир. То есть это ама, которая находится там, и поэтому против неё, собственно, иммунитет-то не действует, потому что... (или только если это какие-то уже совсем сумасшедшие аутоиммунные заболевания). Эта чужеродная негативная вещь становится частью нас, и эта лина-ама, то есть растворённая в тканях нашего организма ама, она накапливается, как я уже говорил, постепенно, до поры до времени мы в принципе не знаем о её существовании — до тех самых пор, пока не произойдёт инфаркт и человек скажет: «У меня всегда было здоровое сердце, у меня не было никаких проблем». Сердце и сердечно-сосудистая система — это одна из тех систем, где ама практически никогда не проявляется, она в течение долгого времени остаётся лина-амой, до тех пор, пока не происходит что-то, с чем уже потом сложно справляться — инфаркт или инсульт.

Так вот, эта ама, она опаснее всего именно в этом своём молчаливом, всепроникающем присутствии, и она является тем самым «преступником», который отвечает за все болезни, абсолютно все болезни и в конечном счёте за все механизмы старения. Но с этим можно что-то делать, и поэтому надо целиком понимать весь этот механизм от агни, ещё раз: агни, раса, шроты, которые нужно держать в чистоте, и, соответственно, оджас, который надо стараться накапливать и ни в коем случае не растрачивать.

Вот такое введение. Спасибо большое! Это была первая вводная лекция. Две лекции на эту тему нам ещё предстоят.

Харе Кришна!